Моя педагогическая  философия

Эссе
 В  наш  век  компьютерных  страстей,

 Престижных  сотовых  и  дорогих  автомобилей,

 Вдруг,  в  школах  стало  не  хватать  детей,

 А  дети -  достоянье,  будущее  всей  России…

Растет  малыш,  и  вот  он  ученик, 

 потом  он  стал студентом,

Мечтает  быть  юристом,  бизнесменом и  даже  президентом…

Увы,  сейчас  вы  все,  в  любой  статье  прочтете:

«Профессия  учитель  не в  почете!».

Как  жаль! 

Забыл  юрист,  богатый  бизнесмен,

Что  все  они,  сошли  со  школьной  той  скамьи,

Где  помогал  и  наставлял  Учитель! 

Учитель,  он  не  думал  о  почете,

Он  сердце,  душу  отдавал,

Учитель, он не ждет похвал,

Он честно делает свою работу,

Он детям знания давал…

Так почему профессия  учитель  не  в  почете?             

                                                    (собств. сочинения)                                                                            

Говорят, что не мы выбираем дороги, а дороги выбирают нас. Так и я, после окончания школы, выбрала свою дорогу,  но  моя дорога была далека от учительства. Профессия учитель мне, как и многим сейчас, казалась не столь престижной и такой  далекой. Я поступила в техникум, где нас учили сводить дебет с кредитом, зубрить бухгалтерские проводки и анализировать деятельность предприятия. Бухгалтер – это ведь так престижно, думала я тогда, но не тут-то было.  Мне энергичной, занимающейся танцами, сочиняющей сценарии и стихи для школьных  вечеров, было скучно смотреть на череду цифр и бесконечное количество каких-то отчетов и расчетов. Я, вчерашняя школьница,  скучала  по дорогим учителям, родным школьным кабинетам, по актовому залу, в котором рождались театральные премьеры. Начался период сомнений в себе и в правильности  выбранной  профессии.  

 

В один из морозных солнечных  февральских дней я как всегда  бежала на учебу, навстречу мне шла по дороге моя любимая учительница русского языка и литературы. На её вопрос как я и где, довольна ли я своим выбором, я не могла однозначно ответить. «А нам в школу требуется старшая вожатая,… и у вас в техникуме есть вечернее отделение. Попробуй!».

            Через неделю я уже проводила первый  утренник  в своей  школе. Дорогая любимая школа, здесь все такое родное, знакомое, как же все интересно, просто какой-то калейдоскоп дел.   Дети, праздники, танцевальный кружок, голова кругом, все надо успеть, а вечером на учебу в техникум.  Как же я могла все это променять на всеобщий  престиж и высокооплачиваемую рутину? Теперь- то я точно знаю, какой дорогой мне идти!

            Успешно закончив  техникум, удивив преподавателей, и разочаровав родителей, тем, что бухгалтером мне не быть, я спешила получать высшее  образование и выбрала профессию «по душе» - учитель русского языка и литературы.

            Первый урок,  конспект  которого  я  долго и упорно писала, словно  педагогическое произведение, получился обычным уроком, где, наверное, было больше «минусов», чем «плюсов».

Оказывается не так легко передать  ребятам те чувства, мысли, эмоции, которые тебя переполняют.  Ребята  должны,  не просто почувствовать, но и понять, научиться, должны что-то приобрести... Нет, не они должны, а я должна  научить,  взволновать,  влюбить в свой предмет, увидеть результат, почувствовать радость, передать свои знания и научить  каждого мыслить, чувствовать, высказывать свою точку зрения, переживать. И это от меня зависит, полюбит ребёнок школу и будет  ли с тёплыми чувствами вспоминать её или возненавидит навсегда.

            Я постоянно задавала себе вопрос: «Почему современные школьники  не увлекаются  классической литературой, и вообще, как можно не любить стихи Блока, Есенина, Пастернака? Почему уроки русского языка и литературы стоят у многих на втором месте?

Каждый второй школьник  мечтает  о профессии юриста   или экономиста,  как  когда-то  мечтала и я!

А ведь  теперь для меня школа – это творческая мастерская. Школа для ребёнка   – это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт. Именно я должна  познать этот мир,  превратить учение в процесс развития познавательных стремлений.

            С удовольствием  признаюсь, я училась  у них (своих первых выпускников)  оценивать урок с точки зрения ученика, которому в первую очередь на уроке  должно быть интересно. Заинтересовала – молодец! А не смогла – урок прошел даром! 

 В результате в школьной практике преподавания я стала использовать  развивающие технологии, например: уроки в компьютерном классе, урок – деловая игра, урок-конференция,  урок-дискуссия, интегрированные уроки.

Именно нестандартные уроки и классные часы  помогают развить процесс  познания, сотрудничества  учителя и ученика, приносящий удовольствие обоим. Занятие, в котором нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач – это всегда живой, интересный процесс. Самые успешные уроки – это те, когда мои ученики спорят, сомневаются, принимают самостоятельные решения, делают выводы и, конечно же, творят. 

В моем понимании педагог  - человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.  

 

Прошли годы,   теперь  мои первые выпускники давно определились с собственной  профессией, ребята из второго выпуска -  студенты, а нынешние ученики сочиняют стихи, многие  стали лауреатами конкурсов   чтецов, ни один школьный концерт и городской конкурс   не проходит без участия в нем моих семиклассников.  Однажды, в одном из сочинений своих учеников,   я прочла следующие строки: «Я и  не предполагал, что профессия   учитель может быть такой  необыкновенной, увлекательной и,самое главное, нужной. Учительство- это искусство, а  учитель -  поэт, артист, художник… Он создает будущее».